Она засыпала и, погружаясь в сладкие глубины сна, все четче вспоминала то лето на берегу, то лето, где Кортни была еще жива.
Мать сняла домик на берегу океана на все лето, такой уютный и красивый, что у Вив захватило дыхание, когда она увидела его на фотографии. Она обняла маму и зарылась носом в ее кофту, от нее пахло печеньем и стиральным порошком.
- Мамочка, спасибо, мамочка! А когда мы поедем? Завтра? Когда?
- Вив, - мама улыбнулась, - успокойся, уже через неделю мы будем там.
- Я будю пьявать? Я будю пьявать? - Кортни потянула Вив за юбку, - дя? - Она ела "Сникерс", и все пальцы перепачкались шоколадом, на юбке Вивьен остались грязные, жирные следы.
Она с силой оттолкнула сестренку, зная, что та упадет.
- Отвяжись малявка, тебя там акулы съедят, - как и ожидалось Кортни завалилась на спину и тут же зарыдала, странно, но Вивьен обрадовалась.
- Опять? Ты же старшая? Как ты себя ведешь? - мать укоризненно на нее посмотрела, - хочешь остаться дома?
- Нет, - процедила она, - не хочу. Извини Кортни.
Вив вскочила с кресла, и отправилась в свою комнату, - что бы ты сдохла, малявка. Ненавижу, - проворчала она под нос.
- Пристегни ремни, Вив, - крикнула ей в след мать, - пожалуйста, пристег…
реальность
-…ните ремни, наш самолет заходит на посадку, - Вивьен Лоун вздрогнула. Боже, уже лет восемь она не видела сны о прошлом. Этот долбанный восемьдесят шестой, что б его. Этот долбанный океан, долбанный домик…
"Успокойся, Вивьен" - голос Лорны, "Это прошлое. Прошлое. Тебе нужно избавится от него, просто жить".
"Жить, черт побери… Когда с десяти лет тебя таскают по кушеткам, кабинетам, а психиатры заменяют друзей, это слово становится просто словом, которое тебе произносит каждый хмырь с медицинским образованием. Но успокоиться действительно не мешает. Я специалист, оценщик…. Специалист, оценщик… мне уже не десять… я специалист, оценщик… мне двадцать пять…".
Сердце перестало выпрыгивать из груди, дыхание выровнялось. Вив достала расческу. С того самого года она не носит длинные волосы. Плевать, что теперь это модно, но она не нарушит обещания, пусть детского и дурацкого, пусть она уже не помнит, почему она его дала и зачем, но она его не нарушит.
- Так, - пробормотала она себе под нос, - надо сосредоточится на работе. - Вивьен достала из портфеля журнал "Антиквар", - вот та статья. "Мисс Амалия Гефар выставляет на аукцион несколько вещей, датированных 400-500 годами. Золотой кубок, два меча и серебреный кулон. Все вещи в идеальном состоянии, и находились в фамильном замке семьи Гефар (Гамбург, Германия) испокон веков. Для оценки этих вещей мисс Амалия обратилась в "Эйджес компани". В следующем номере мы напишем номинальную цену лотов для ежегодного аукциона в Нью-Йорке". Далее следовала фотография Амалии в ее чикагском доме. Она сидела в мягком кресле в "японской комнате", на полу, около ног, устроилась некто Айрис, кукольное личико, кукольная улыбка - компаньонка Амалии. Вив аж передернуло от этого слова. Так уже давно не говорят… Подруга, знакомая… но компаньонка!? Фу.
Вив всмотрелась в фотографию, что-то в лице Амалии ей было знакомо. Словно они уже где-то встречались, но с другой стороны, она была уверена, что видит это лицо впервые.
Тряхнуло. Она даже не заметила, как приземлился самолет. Пассажиры торопливо доставали сумки с верхних полок. Пора.
влюбленная
Я ее заранее ненавижу. Черт, и почему Амалии приспичило вызывать Нью-йоркского оценщика? Последние три года прошли под эгидой "кармы" и "предопределения", а страдает кто? Правильно, Айрис! Впрочем, как обычно. Да и в аэропорт можно было послать Спока, но Маль настояла, и пришлось тащиться мне.
Так, черт, я сейчас пуговицу оторву. Неужели я нервничаю? Вот она, из здания выходит. Вивьен Лоун, кажется так ее зовут? А она ничего, красивая, поглядь. Улыбочку и вперед.
-Вы мисс Лоун, верно? Я вас видела по телевизору. Меня зовут
Айрис Говард, очень приятно.
- Спасибо, мисс Говард. Нам долго ехать?
- Да нет, не долго мисс Лоун, минут тридцать, наш дом за городом. Кстати, можете называть меня просто Айрис.
- улыбнемся еще раз. Ух, как же я тебя ненавижу, Вивьен Лоун. Расслабься, а то улыбочка получится как у той девочки, которой туго затянули хвостик, - Вам у нас понравится. - Да, именно у НАС! Надо сразу дать ей понять, что она нам не нужна.
- Вы не будете возражать, если я вздремну….. Айрис?
- Нет, конечно нет, - дрыхни на здоровье, тварь приезжая.
сны
На небе столько звезд, слышен плеск океана. Немного страшно, но интересно. Она в пижаме, и кто их только выдумал, главное не запачкаться, мама будет ругать, если узнает что ее дочь по ночам шляется по пляжу. Рядом большой дом, дорогой дом, прям как в сериале. Горит свет. Шпион 007 не боится, он знает, что там живет доктор Зло. Она подходит к дому, заглядывает в окно. На кресле сидит Амалия Гефар, у ее ног - Айрис. Вив оказывается в комнате, прямо за спинкой кресла. Она заглядывает за Амалию, у той в руках открытая книга -
"Сказала королева "Вы разузнать должны
Что здесь за незнакомцы и из какой страны…" - прочитала она вслух. "Песнь о нибелунгах", отметила Вив и прошла дальше, казалось, ее никто не замечает. Айрис, как котенок прижималась к ногам хозяйки.
- Привести ее, госпожа? Привести? - мурлычет она.
- Веди. - Айрис хлопает в ладоши и в центре комнаты появляется
Кортни, тело изрыто шрамами и швами, некоторые совсем свежие. Напоминает пустыню Аризоны. Левый глаз вывалился и болтается на щеке, а на шее, в обрамлении клочков кожи, зияет рваная рана.
Кортни обводит комнату здоровым глазом, тяжелый, недетский взгляд упирается в Вивьен.
- Помоги мне…. сестренка, ну же… или опять меня бросишь? - в голосе злость и…. насмешка?
Айрис оборачивается и тоже замечает девочку.
- Беги, беги…как тогда… беги, - кричит Кортни, но Вивьен не может сдвинуться с места.
- Пора тебя убрать, пора, - она кидается на нее, хватает за шею, - пора, пора…
реальность
- Пора, мисс Лоун, - мелодичный голос Айрис спасает ее от кошмара, - пора, мы приехали.
- О боже, мне снился кошмар. - Вивьен с трудом разлепила веки, - очень неприятно.
Машина уже стояла перед гаражом.
- Бывает, - Айрис улыбнулась уголком рта, - это свойственно человеку. Пойдемте, я покажу вашу спальню.
Дом был огромным, мрачным, но вместе с тем создавал ощущение защищенности, словно ничего из внешнего мира не могло попасть даже в сад, а уж внутрь и подавно. По каменному фасаду зеленым водопадом струился плющ, а под самой крышей распустилось окно-роза.
- Здание копирует раннюю готику, - словно прочитала ее мысли Айрис, - тут даже есть своя часовня. Когда мы покупали этот дом, агент рассказывал нам, что это точная копия замка в Нюрнберге. Только вот он просчитался, - она откинула голову назад и по-детски рассмеялась, - мы довольно долго там жили, такого замка там нет.
Вивьен снова отметила, что слово "мы", она произнесла с легким нажимом, словно хотела сказать: "Да, мы с ней вместе. Она и я мы вместе. Руки прочь." "Интересно", подумала Вив, "они живут вместе? Или просто друзья? Да какая тебе к черту разница, ты тут по делу".
- Вот ваша спальня, - Айрис указала на темное окно, на третьем этаже, - одна из лучших, поверьте. - она тряхнула головой и ее пшеничные локоны разметались по плечам.
.
- Очень рада слышать, - ответила Вив, а в голове пронеслось "Боже, сколько же времени она тратит по утрам, что бы так идеально уложить волосы?"
В холле, как она и предполагала, стоял дворецкий, именно такой, каким должен быть. Пожилой, подтянутый и в безупречной ливрее.
- Мисс Лоун, мисс Айрис, добро пожаловать. Комната готова, Спок уже отнес туда вещи, мисс Лоун.
- Я пойду к Амалии, Джонатан, а ты проводи гостью в ее комнату.
В этом доме, да нет, замке, можно было заблудиться. Бесконечные коридоры, террасы, кабинеты. Только сейчас она поняла, как сильно устала. "И на черта я сюда приперлась? Тут все не мое, все чужое. Да и еще неизвестно сколько времени придется проторчать в этом сказочном замке. Неудивительно, если понадобится еще и запертую в часовне Рапунцель оценить…"
влюбленная
- Все нормально? - легкий немецкий акцент, как всегда холодные глаза.
- Да, любимая, все отлично. Но я не понимаю почему…
- Потому, что так было нужно, - обычный, безразличный голос.
- Маль, ты слишком зациклилась на этой оккультной дребедени. Мы просто живем, не стоит искать смысл…
- Для тебя и теоремы Пифагора - бессмысленны.
Зачем ты так… - слезы подступают к глазам. Или просто кажется? Я даже не знаю умею ли я теперь плакать - я же люблю тебя, а ты…
- Ты не любишь меня, Айрис, ты просто благодарна мне.
- Зачем ты… - глаза щиплет, неужели заплачу…
- Знаешь, это что-то сродни комплексу, когда девушка влюбляется в первого…
- Зачем…
- Ведь я права? Я всегда права…
- Но не сейчас, не сейчас…
- Я просто прошу тебя, как просила уже давно, давай не будем ударяться в сантименты. Мне хорошо с тобой, я помогла тебе, ты спасла меня от одиночества…
- Зачем? - срываюсь на крик.
- Стоп. Я не люблю, когда ты кричишь, я тебя хорошо слышу и так.
- Зачем, зачем? Лучше бы тебя не было, никогда не было! Лучше бы я сдохла в той канаве… Лучше бы я тебя не знала! Никогда, никогда не знала…Я тебя люблю, это так больно… Ты меня ненавидишь? Скажи "Да" и я уйду…
- Айрис, прекрати. Если бы я тебя ненавидела, я бы сказала. Успокойся. Иди сюда.
Подхожу...ненавижу, но люблю сильнее. Поэтому и подхожу… Холодные глаза, а в них одиночество, скука и …что-то, за что я готова терпеть и ждать…
- Ну, все хорошо, mein blumchen. Мы вместе, все хорошо. Любовь, всегда боль, mein ungluckliches madchen - ее объятия, такие мягкие, нежные, как тогда. Я успокаиваюсь, мне хорошо…. Как тогда…
память
Холодно, почему так холодно. Что же теперь делать? Уже две недели она не ела. Только крысы, канализационные, грязные крысы. Как же тут воняет. Она поймала крысу, но не смогла заставить себя ее сьесть, хотя голод уже скручивает, выкручивает, лишает рассудка, притупляет инстинкт самосохранения. Тьяго сказал, что наверх нельзя, там охотник. Или кто он там? Черт подери, как же хочется есть, как хочется есть! Она сползла по стене, прямо в зловонную жижу. На голове - пакля, руки покрыты сеточкой заживающих ссадин, как же она ВООБЩЕ выйдет наверх в таком виде? В книжках все описано не так, да что они вообще могут знать? Все эти книжки, писатели - дребедень все это, фигня, глупости… Голод, голод… Как же хочется есть. Может все-таки наверх? Выбраться где-нибудь в темном переулке. Там наверняка кто-нибудь будет… Она сможет поесть. Страшно… Голод и Страх. Кто сильнее? Голод или Страх? Делайте ставки господа, на ринге мистер Голод в красных трусах и Мистер Страх в синих. Кто кого? Она заскулила. Еще одна крыса. Смотрит. Глазки-бусинки блестят в темноте. Ну уж теперь-то мисс Омерзение точно пойдет прогуляться. Айрис молниеносным движением схватила крысу.
Чуть лучше, совсем чуть-чуть… Гадкий привкус во рту, но голод немного отступил. Теперь можно подумать, что делать дальше. Она встала. Левый тоннель ведет на Джинджир стрит. Маленькая улочка, кривая и темная, а еще рядом есть гостиница… Только у нее нет денег… Ни копеечки, все осталось в их квартире, а туда нельзя, если она не хочет разделить участь Тьяго. Как же страшно и одиноко… Как плохо быть одной…
Она тихонько приподняла крышку люка. Две пары ног. Женские и мужские. Слышны голоса… Говорят… по-немецки похоже. Страшно. Женские ноги вдруг оказались около самого люка, крышка откинута, и Айрис встречает холодный взгляд небесно голубых глаз.
- So nettes und schmutziges Madchen! …Karl, sie ist kein Mensch!
(Какая милая и грязная девушка! Карл, она не человек!)
реальность
Вив переоделась к ужину. Черт, полпервого ночи, в это время надо уже спать… Завтра работать целый день, а приходится тащиться на праздничный ужин - скотство. Дворецкий проводил ее в столовую, оформленную в стиле французского средневековья. Хозяйка до сих пор не спустилась… Черт, еще и ждать их…
Сначала вошла Айрис, в легком светлом платье, а за ней… да на фотографиях она не так хороша как в реальности… У Вивьен даже дыхание перехватило. Амалия была очень высокой, выше, чем Айрис, и, уж тем более, чем Вив. Настоящее японское кимоно, (две мои зарплаты - подумала Вивьен), гладкие черные волосы собранные a la гейша, царственная осанка, надменное, скучающее выражение лица.
-Доброй ночи, - голос тягучий и мягкий, - Надеюсь, вы хорошо
доехали, Вивьен?
-Да, спасибо, мисс Гефар.
- Вот и отлично. Я думаю, вы устали, после ужина не буду вас занимать беседами.
- Я приступлю к работе завтра с утра, вам было бы удобнее привести вещи в Нью-Йорк, чем приглашать меня сюда…. да и дешевле… - она почему-то замялась, словно сморозила очевидную глупость.
- Вивьен… - Амалия серьезно посмотрела ей в глаза, - или Вив? Вам больше нравится, когда вас так называют? Верно?
Она смутилась еще больше, казалось, эти холодные, безразличные глаза видят ее насквозь. По спине пробежали мурашки. Амалия не обратила на ее смущение никакого внимания:
- Так вот, Вив, если бы мне было удобнее приехать в Нью-Йорк, я бы приехала. Но я не люблю Нью-Йорк, поэтому…
вспышка
- Постой, постой. Не убегай от меня, постой же…
- Ты чудовище, Бог тебе судья…
- Остановись, посмотри на меня, Виола, я…
- Нет, ты мне врала. Я… - плачет, плачет, слезы жгут глаза, - Ты… зло, Амалия…зло… ты попадешь в Ад…
- Нет, Виола… я не умру...
- Ну да… - как же больно, как больно говорить, но надо… - ты проклята Богом…
- Да к черту твоего Бога, Виола, раз он запрещает нам любить…
- Изыди, - зажимает уши руками, отводит взгляд. Если посмотрит, не сможет уйти, - изыди…
реальность
Амалия на секунду задумалась, словно вспомнила о чем-то, и снова внимательно посмотрела на Вивьен:
- Я поздно встаю, поэтому не смогу составить вам компанию. Джонатан проводит вас и покажет вещи. Если что-то понадобится, обращайтесь к нему.
- Спасибо. У вас чудесный дом… мисс..
- Амалия.
- Амалия, - Вив посмотрела на хозяйку. И снова это ощущение что она ее уже видела, более того, знала, - у вас чудесный дом.
- Мне он не очень нравится, но Айрис в него влюбилась. Почему-то наличие часовни сразило ее на повал, - усталая улыбка, - я вообще не люблю Новый свет.
- Я была в Европе один раз, в Париже. Очень красивый город.
- Да, неплохой, - Амалия равнодушно ковыряла салат вилкой.
- Айрис сказала, вы долго жили в Нюрнберге?
- Да, достаточно долго, что бы его понять. Вивьен, вы замечали, что города, в которые приезжаете, нужно почувствовать? А влюбиться в город можно лишь тогда, когда он любит тебя?
- Я тоже так думаю. Город или принимает или нет. А если принимает, то либо терпит, либо любит. В Париже, последним вечером я вышла на улицу просто погулять. Не знаю даже, как объяснить, - Вив не ожидала, что беседа ее так увлечет, - Возникло ощущение, что я влюбилась в город. Дома, улицы… они словно стали одним целым, будто я прикоснулась к душе города… - она смутилась своему порыву.
- Именно, - Амалия наклонилась к Вивьен, - у городов есть душа. Иногда они стареют, впадают в депрессию, радуются - как люди. Просто это тяжело заметить, ведь города живут намного дольше, чем …мы - ее лицо потемнело, словно она сказала о чем-то очень грустном, она снова выпрямилась. Повисла неуютная пауза.
- Ладно, я пойду, у меня еще есть дела. - Амалия резко встала. - До завтра.
Айрис тоже встала. За весь ужин она не сказала и слова.
- Спокойной вам ночи, Вивьен.
- До завтра. Спасибо за гостеприимство.
влюбленная
- Тебе она понравилась, да?
- Ты возненавидела ее с первого взгляда.
- Вовсе нет, с чего ты взяла?
- Будто я тебя не знаю, Айрис. - опять ничего не выражающий голос, констатация факта.
- Неправда… Не уходи от ответа. Я видела, как ты на нее смотрела, неужели она тебе так понравилась? - руки дрожат, я ложусь рядом и прижимаюсь к ней. Ненавижу себя за это, но все равно переспрашиваю - так понравилась?
- Она мне просто напомнила одного человека, который уже очень давно умер.
- Понятно, - почему же у меня такое чувство, что я лишняя? Я в своем доме, какого черта меня так злит эта смертная?! - древняя любовь? И сейчас опять начнется проповедь про карму и судьбу?
- Замолчи.
- Неужели и у тебя есть слабые стороны? Ты мне не рассказывала про свою безумную, древнюю любовь… - Амалия резко встает с постели, накидывает халат. - Ты куда, Маль? Я же в шутку. Ну, иди ко мне. - Я вскакиваю за ней, обнимаю, целую ее холодную щеку.
- Мне нужно побыть одной.
- Ну, Маль, не злись.
- Мне нужно побыть одной. - грубо сбрасывает мои руки и выходит из комнаты.
Плакать, так хочется плакать… Любить всегда больно…
сны
Вивьен идет по длинному коридору средневекового замка. Тусклый свет факелов. Она хочет пить, ее знобит. "Чума" проносится в голове, "я тоже заболела". Длинное платье мешает идти, путается в ногах. "Это сон? Вив. Это сон. Ты спишь в кровати в чикагском пригороде". В коридоре пусто. Совсем никого. Нужно дойти до комнаты Амалии. Голова кружится. "Точно, чума. Я умру. Теперь и я умру." Нужно пройти через обеденную залу, в арку, коридор, третья комната справа… Совсем немного, но так трудно. Пришла… Она распахивает тяжелую дубовую дверь…Боже… Посреди спальни стоит Амалия, ее Амалия… Губы в крови, она видит Вив, разжимает руки, и на пол с глухим стуком падает мертвый стражник…
- Виола… Стой, Виола… - Вивьен бежит по коридору, дыхание сбивается, - Виола… Виола… - вдруг голос Амалии меняется, теперь она уже не кричит, она воет как…
сны? реальность?
…волк. Вив открыла глаза.
- Ну и сон… черт побери, - пробормотала она под нос. Но волк действительно воет. Прямо под окном. Откуда тут волки, блин? Вивьен встала с кровати и подошла к окну. "Наверное, собака. Точно собака" - нашлась Лорна. "Ну конечно" - радостно согласилась Вивьен, "соседская собака, или просто бездомная". Вой прекратился. Ну и слава богу. Она снова вернулась в кровать и сладко зевнула, и где-то на грани сна и реальности голосок Кортни прошептал: "Ты же знаешь, как воют собаки. Совсем не похоже. Точно так же выл волк летом восемьдесят шестого, верно, Вив?".
Вторая глава